В российской социологии
интерес к молодежным проблемам впервые возник на рубеже 19 и 20 веков. Его
«провоцировали» развитие капиталистических отношений в России и кризис традиционной
семейной социализации, развитие системы массового профессионального образования.
Именно тогда заговорили о высвобождении молодого поколения из-под влияния семьи
и выделении его в качестве объекта социализации со стороны государства.
Одновременно в публикациях
того времени начала появляться проблематика студенческой и учащейся молодежи
(А. Сперанский), при этом особенное внимание традиционно уделялось проблемам
быта и материального положения русского студенчества (А. Кауфман) на основе
бюджетов учебного и внеучебного времени.
В социальной статистике
категория работающей молодежи (от 10—12 до 20 лет) существовала еще в переписи
1897 г. Появлялись публикации по тяжелому положению рабочих-подростков на производстве
и в бытовой сфере, по их правовой незащищенности и уязвимости по сравнению с
более старшими возрастными группами (И. Янжул, А. Бернштейн-Коган). Общая
направленность этих публикаций может быть охарактеризована как демократическая
традиция отстаивания интересов социально незащищенных и дискриминируемых групп,
требующих дополнительного внимания и опеки со стороны властей.
Новый всплеск интереса к
молодежи в 20-е гг. формировался в связи с практической управленческой
деятельностью партийных, советских и общественных организаций и имел четко
выраженную прикладную ориентацию. В значительном числе работ, появившихся в
20-е гг., наибольшее внимание уделялось проблемам труда и воспитания молодежи.
Интерес к трудовой активности молодежи объяснялся прагматической потребностью
преодолеть техническую отсталость производства, низкую культуру труда,
дезорганизацию производства, доставшуюся как наследие царского режима и разрушительных
войн. Молодежь же составляла существенную долю трудовых ресурсов: каждый пятый
был в возрасте от 14 до 22 лет, при этом основная часть (28 млн. ) находилась в
деревне и лишь 4 млн. — в городе[1].
Как следствие - большое количество работ, посвященных трудовой молодежи.
Проблемам идеологического
воспитания молодежи и ее отношению к новой власти также уделялось большое
внимание в массовых исследованиях на фоне дискуссий о моральном облике нового
поколения.
Перейти на страницу: 1 2
3
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Вас интересует вопрос куда вложить деньги? Посетите сайт, посвященный инвестиционной
тематике! |
[1] Струмилин С.Г. Бюджет времени русского рабочего и
крестьянина в 1922-1923 гг. М.- Л.: Вопросы труда, 1924. с.14.